Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Мои файлы

Варианты заданий по логике Екатеринбург цена варианта 800 руб
16.01.2016, 17:01
 Стоимость решения любого варианта 800 руб без реферата
Вариант 1 А Д Стоимость решения любого варианта 800 руб
Задание 1. Укажите, какие пары понятий представляют собой от-
ношение:
А – подчинения (первое понятие родовое);
В – подчинения (первое понятие видовое);
С – пересечения;
D – соподчинения;
Е – противоречия.
1) а – участник акции протеста; б – организатор акции протеста;
2) а – студент УрГЮА; б – учащийся государственного вуза;
3) а – норма права; б – ст. 105 УК РФ.
4) а – студент УрГЮА; б – студент УрГЮА, не являющийся граж-
данином РФ;
5) а – больной человек; б – здоровый человек [человек];
6) а – живое существо; б – теплокровное живое существо;
7) а – студент УрГЮА; б – несовершеннолетний учащийся вуза;
8) а – законность; б – беззаконие.
Задание 2. Найдите круги Эйлера, соответствующие перечню по-
нятий: студент, студент УрГЮА, студент заочного факультета,
студент первого курса заочного факультета УрГЮА.
Задание 3. Установите, какие перечни понятий соответствуют
кругам Эйлера
1) юрист, депутат Государственной Думы РФ, прокурор, лидер
фракции Государственной Думы РФ;
2) студент, студент первого курса УрГЮА, житель Екатеринбурга,
житель Челябинска;
3) математик, европеец, француз, де Голль;
4) писатель, летчик, Экзюпери, француз;
5) автомат, пистолет Макарова, автомат Калашникова, пистолет.
Задание 4 . Перечислите определения, нарушающие правила:
А – соразмерности;
В – ясности;
С – недопустимости круга в определении.
1. Человек – животное, способное к совершению купли и про-
дажи.
2. Либеральный человек – человек, имеющий либеральные убеж-
дения.
3. История – это драма ужасов, пересказанная впечатлительным
ребенком.
4. Студент – лицо, успешно выдержавшее вступительные испы-
тания в вузе.
5. Форма правления есть способ организации и формирования
верховной государственной власти.
Задание 5. Перечислите, какие деления понятий нарушают пра-
вила:
А – соразмерности;
В – проведения деления по одному основанию;
С – взаимоисключения членов деления.
1. Сделки могут быть односторонними, двусторонними, много-
сторонними и письменными.
2. В книге можно выделить введение, заключение, основную
часть и список литературы.
3. Государства делятся на авторитарные и федеративные.
4. Задания этой контрольной работы делятся на задания по моду-
лям «Понятие», «Суждение» и «Умозаключение».
5. Студенты заочного факультета УрГЮА делятся на не сдавших
контрольные работы и сдавших их своевременно.
Задание 6. Установите, какая из формул, приведенных ниже, со-
ответствует структуре высказывания:
А – «Предварительное расследование заканчивается либо пре-
кращением дела, либо преданием обвиняемого суду»;
Б – «Поспешишь – людей насмешишь»;
В – «Объектом разбоя является как личная собственность, так
и жизнь и здоровье граждан».
Задание 7. Укажите, какая таблица истинности соответствует
сложному суждению или его отрицанию.
А – отрицание конъюнктивного (А ∧ В);
В – слабодизъюнктивное (А ∨ В);
С – импликативное (А → В);
D – строгодизъюнктивное (А ∨ В).
Задание 8. Установите пары суждений, находящиеся в отноше-
нии:
А – противоречия;
В – подчинения (для разных вариантов разные отношения).
1. Все книги полезны. – Некоторые книги бесполезны.
2. Лекция, на которую никто не пришел, не состоялась. – Лекция,
на которую никто не пришел, состоялась.
3. Все философы обсуждали проблемы права. – Ни один философ
не обсуждал проблем права.
4. Некоторые государства унитарные. – Некоторые государства не
унитарные.
5. Лекция, на которую никто не пришел, не состоялась. – Некото-
рые лекции, на которые никто не пришел, не состоялись.
Задание 9. Укажите, какие из приведенных ниже непосредствен-
ных умозаключений являются:
А – правильным превращением;
В – правильным обращением;
С – правильным противопоставлением предикату.
1. Все англичане любят овсянку, следовательно, овсянка – люби-
мое блюдо англичан.
2. Некоторые русские художники были авангардистами, следова-
тельно, их нельзя назвать неавангардистами.
3. Некоторые европейские страны расположены к востоку от ну-
левого меридиана, следовательно, некоторые страны, расположен-
ные к востоку от нулевого меридиана, являются европейскими.
4. Все философы обсуждали проблемы права, следовательно,
право – это то, что обсуждали все философы.
5. Все философы обсуждали проблемы права, следовательно, не-
которые из тех, кто обсуждал проблемы права, – философы.
Задание 10. Установите, в каких силлогизмах термин «адвокат»
является:
А – средним термином;
В – большим термином.
1. Все адвокаты – юристы, значит, М. не юрист, так как он не
адвокат.
2. М. не адвокат, так как он не юрист, а все адвокаты – юристы.
3. Некоторые адвокаты – юристы, так как М. – адвокат и юрист.
4. Некоторые люди – юристы, все юристы – адвокаты, значит, не-
которые люди – адвокаты.
Задание 11. Укажите, в каких силлогизмах нарушены правила:
А – средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из
посылок;
В – хотя бы одна из посылок должна быть общим суждением (для
разных вариантов разные правила);
С – все правила соблюдаются.
1. Все юристы – люди, некоторые люди неподкупны, следователь-
но, некоторые юристы неподкупны.
2. Все преступления наказуемы, значит, действия К. ненаказу-
емы, так как его действия не являются преступлением.
3. Некоторые ораторы неразумны, так как некоторые политики
разумны, а многие ораторы не политики.
4. У всех снайперов хорошее зрение, значит, Иванов – снайпер,
так как у него хорошее зрение.
5. Многие юристы внимательны, но часть внимательных лю-
дей совершает оплошности, значит, некоторые юристы совершают
оплошности.
Задание 12. Установите, какие умозаключения являются:
А – правильными условно-категорическими;
В – правильными разделительно-категорическими (для разных
вариантов разные типы умозаключений).
1. Я не успею оформить документы, если задержусь на работе.
Меня задержали на работе, следовательно, документы я оформить
не успел.
2. Нормы права (по методу правового регулирования) бывают
императивными или диспозитивными. Эта норма не диспозитивная,
следовательно, она является императивной.
3. Если свидетель дал ложные показания, то обвиняемый невино-
вен. Свидетель П. не давал ложных показаний, следовательно, обви-
няемый виновен.
4. Сложные суждения бывают соединительными или раздели-
тельными. Это суждение не разделительное, следовательно, оно со-
единительное.
5. Юристы бывают прокурорами и нотариусами. Сидоров не про-
курор, следовательно, он нотариус.
6. Если Н. понял теоретический материал, то он решит все за-
дания; а если Н. решит все задания, то он получит положительную
оценку. Значит, если Н. понял теоретический материал, он получит
положительную оценку
Задание 13. Законспектируйте темы «Определение понятий.
Правила определения» и «Умозаключения по аналогии». Приведите
примеры аналогии закона и аналогии права (см., например: Кирил-
лов В. И., Старченко А. А. Логика. М., 2011. С. 45–53, 161–170, или
воспользуйтесь любым другим учебником по логике, содержащим
одноименные разделы).
Вариант 2 Е К (Стоимость решения любого варианта 800 руб)
Задание 1. Укажите, какие пары понятий представляют собой от-
ношение:
А – подчинения (первое понятие родовое);
В – подчинения (первое понятие видовое);
С – пересечения;
D – соподчинения;
Е – противоречия.
1) а – кролик; б – теплокровное животное;
2) а – студент заочного факультета УрГЮА; б – студент заочного
факультета;
3) а – лидер политической партии; б – политическая партия;
4) а – человек, побывавший на Луне; б – человек, не побывавший
на Луне [человек];
5) а – уголовная ответственность; б – дисциплинарная ответ-
ственность [юридическая ответственность];
6) а – студент УрГЮА; б – студент ИП УрГЮА;
7) а – студент УрГЮА; б – член партии «Единая Россия»;
8) а – президент УрГЮА; б – президент.
Задание 2. Найдите круги Эйлера, соответствующие перечню
понятий: медведь, белый медведь, медведь из Московского зоопарка,
белый медведь из Московского зоопарка.
Задание 3. Установите, какие перечни понятий соответствуют
кругам Эйлера
1) хищник, млекопитающее, удав, кролик;
2) писатель, американец, Л. Н. Толстой, житель Нью-Йорка;
3) депутат Государственной Думы РФ, несовершеннолетний
гражданин РФ, гражданин РФ, Президент РФ;
4) студент, человек, юрист, адвокат;
5) писатель, великий русский писатель, Э. Хемингуэй, А. П. Чехов.
Задание 4. Перечислите определения, нарушающие правила:
А – соразмерности;
В – ясности;
С – недопустимости круга в определении.
1. Еж – существо, колючее на ощупь.
2. Суждение есть форма мышления, не являющаяся умозаключе-
нием.
3. Равнообъемные понятия – это понятия, объемы которых равны.
4. Писатель – человек, являющийся автором нескольких литера-
турно-художественных произведений.
5. Римское частное право – краеугольный камень всех последу-
ющих кодификаций частного права.
Задание 5. Перечислите, какие деления понятий нарушают пра-
вила:
А – соразмерности;
В – проведения деления по одному основанию;
С – взаимоисключения членов деления.
1. Совместимые понятия делятся на пересекающиеся и равно-
объемные.
2. Римские граждане делятся на самостоятельных (sui iuris) и не-
самостоятельных (alieni iuris).
3. Посетители фешенебельных ресторанов делятся на состо-
ятельных людей и тех, кто заказывает себе только минеральную воду.
4. Простые атрибутивные суждения делятся на общие и единич-
ные.
5. Студенты делятся на студентов очной, очно-заочной формы
обучения и обучающихся по договору.
Задание 6. Установите, какая из формул, приведенных ниже, со-
ответствует структуре высказывания:
А – «Не только уверенность, но и компетентность – залог успе-
ха».
В – «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»;
С – «Если части предмета являются частями одного и того же
предмета, то рельеф отдельных частей совпадает».
1. А → В.
2. А ∧ В.
3. А ∨ В.
4. А ∨ В.
5. А ↔ В.
Задание 7. Укажите, какая таблица истинности соответствует
сложному суждению или его отрицанию.
А – отрицание слабодизъюнктивное ך (А ∨ В);
В – эквивалентное (А ↔В);
С – строгодизъюнктивное (А ∨ В);
D – импликативное (А → В).
Задание 8. Установите пары суждений, находящиеся в отноше-
нии:
А – противоречия;
В – частичной совместимости (для разных вариантов разные от-
ношения).
1. Лекция, на которую никто не пришел, не состоялась. – Некото-
рые лекции, на которые никто не пришел, состоялись.
2. Лекция, на которую никто не пришел, не состоялась. – Невер-
но, что лекция, на которую никто не пришел, не состоялась.
3. Любая мысль доказуема. – Ни одна мысль не доказуема.
4. Все студенты УрГЮА – граждане РФ. – Некоторые студенты
УрГЮА – граждане РФ.
5. Любой турист, посетивший Париж, заходит на Монмартр. –
Никто из туристов, посетивших Париж, не заходит на Монмартр.
Задание 9. Укажите, какие из приведенных ниже непосредствен-
ных умозаключений являются:
А – правильным превращением;
В – правильным обращением;
С – правильным противопоставлением предикату.
1. Некоторые студенты не получили отличных оценок, следова-
тельно, некоторые студенты получили отличные оценки.
2. Все дети любознательны, следовательно, ни один ребенок не
является нелюбознательным.
3. Все философы обсуждали проблемы права, следовательно,
все, кто обсуждал проблемы права, не были нефилософами.
4. Все философы обсуждали проблемы права, следовательно, ни
один из тех, кто не обсуждал проблем права, не является филосо-
фом.
5. Все дети любознательны, следовательно, все нелюбознатель-
ные люди не дети.
Задание 10. Установите, в каких силлогизмах термин «юрист»
является:
А – средним термином;
В – большим термином.
1. Все адвокаты – юристы, значит, М. не юрист, так как он не
адвокат.
2. М. не адвокат, так как он не юрист, а все адвокаты – юристы.
3. Некоторые адвокаты – юристы, так как М. – адвокат и юрист.
4. Некоторые люди – юристы, все юристы – адвокаты, значит, не-
которые люди – адвокаты.
Задание 11. Укажите, в каких силлогизмах нарушены правила:
А – средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из
посылок;
В – если термин не распределен в посылке, то он не может быть
распределен в заключении (для разных вариантов разные правила);
С – все правила соблюдаются.
1. Все юристы – люди, некоторые люди неподкупны, следова-
тельно, некоторые юристы неподкупны.
2. Все преступления наказуемы, значит, действия К. ненаказу-
емы, так как его действия не являются преступлением.
3. Некоторые ораторы неразумны, так как некоторые политики
разумны, а многие ораторы не политики.
4. Многие писатели – фантасты, а Л. Н. Толстой не фантаст, сле-
довательно, он не писатель.
5. Любое научное положение требует доказательства, значит, все
научные положения истинны, так как всякая истина требует доказа-
тельства.
Задание 12. Установите, какие умозаключения являются:
А – правильными условно-категорическими;
В – правильными условно-разделительными (для разных вариан-
тов разные типы умозаключений).
1. Я не успею оформить документы, если задержусь на работе.
Меня задержали на работе. Следовательно, документы я оформить
не успел.
2. Нормы права (по методу правового регулирования) бывают
императивными или диспозитивными. Эта норма не диспозитивная,
следовательно, она является императивной.
3. Если свидетель дал ложные показания, то обвиняемый невино-
вен. Свидетель П. не давал ложных показаний. Следовательно, обви-
няемый виновен.
4. Сложные суждения бывают соединительными или раздели-
тельными. Это суждение не разделительное, следовательно, оно со-
единительное.
5. Юристы бывают прокурорами и нотариусами. Сидоров не
прокурор, следовательно, он нотариус.
6. Если Н. понял теоретический материал, то он решит все за-
дания, а если Н. решит все задания, то он получит положительную
оценку. Значит, если Н. понял теоретический материал, он получит
положительную оценку.
Задание 13. Законспектируйте темы «Отношения между про-
стыми суждениями по логическому квадрату» и «Гипотеза, ее виды»
(см., например: Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М., 2011.
С. 74–77, 213–227, или воспользуйтесь любым другим учебником по
логике, содержащим одноименные разделы).
Вариант 3 Л О (Стоимость решения любого варианта 800 руб)
Задание 1. Укажите, какие пары понятий представляют собой от-
ношение:
А – подчинения (первое понятие родовое);
В – подчинения (первое понятие видовое);
С – пересечения;
D – соподчинения;
Е – противоречия.
1) а – треугольник; б – трехсторонний треугольник;
2) а – геометрическая фигура; б – трехсторонняя геометрическая
фигура;
3) а – студент, успевающий; б – неуспевающий [cтудент];
4) а – законопроект; б – закон (юридический);
5) а – депутат Государственной Думы РФ; б – учащийся негосу-
дарственного вуза;
6) а – студент; б – несовершеннолетний учащийся вуза;
7) а – атеист; б – верующий человек [человек];
8) а – раб; б – рабовладелец [житель Древней Греции ].
Задание 2. Найдите круги Эйлера, соответствующие перечню
понятий: учащийся, учащийся юридического вуза, учащийся первого
курса, житель Нижнего Тагила.
Задание 3. Установите, какие перечни понятий соответствуют
кругам Эйлера
:
1) юрист, депутат Государственной Думы РФ, прокурор, лидер
фракции Государственной Думы РФ;
2) писатель, автор научно-фантастических рассказов, А. Стругац-
кий, француз;
3) художник, китаец, не живший в XX в. художник, Леонардо да
Винчи;
18 19
4) студент, студент УрГЮА, семнадцатилетний студент УрГЮА,
совершеннолетний гражданин РФ;
5) студент, студент УрГЮА, житель Екатеринбурга, житель Мо-
сквы.
Задание 4. Перечислите определения, нарушающие правила:
А – соразмерности;
В – ясности;
С – недопустимости круга в определении.
1. Кошка – животное, относящееся к семейству кошачьих.
2. Булыжник – орудие пролетариата.
3. Полигиния (многоженство) – форма брака, свойственная от-
сталым полинезийским народам.
4. Расточительство – действия, поведение расточителя.
5. Старпом – старший помощник (капитана).
Задание 5. Перечислите, какие деления понятий нарушают пра-
вила:
А – соразмерности;
В – проведения деления по одному основанию;
С – взаимоисключения членов деления.
1. Преступление может быть умышленным, совершенным по не-
осторожности, а также тяжким.
2. В предложении можно выделить подлежащее, сказуемое и вто-
ростепенные члены.
3. Зачеты делятся на промежуточные, предсессионные и зачеты
по кафедре теории государства и права.
4. Словари русского языка делятся на толковые и бестолковые.
5. Военные конфликты бывают международными и конфликта-
ми, в которых не применяется стратегическое оружие.
Задание 6. Установите, какая из формул, приведенных ниже, со-
ответствует структуре высказывания:
А – «Коли лгу, пусть Бог велит не сойти живым мне с места»;
В – «Я люблю тебя, но люблю почти также твоего брата»;
С – «Формула А выводима в исчислении предикатов тогда и толь-
ко тогда, когда некоторая ее эрбрановская развертка выводима в ис-
числении высказывания».
1. А → В.
2. А ∧ В.
3. А ∨ В.
4. А ∨ В.
5. А ↔ В.
Задание 7. Укажите, какая таблица истинности соответствует
сложному суждению или его отрицанию.
А – отрицание эквивалентного ך (А ↔В);
В – строгодизъюнктивное (А ∨ В);
С – импликативное (А → В);
D – конъюнктивное (А ∧ В).
Задание 8. Установите пары суждений, находящиеся в отноше-
нии:
А – противоречия;
В – подчинения (для разных вариантов разные отношения).
1. Каждый участник массового шествия нес флаг. – Ни один
участник массового шествия не нес флага.
2. Ни одного экзамена второго семестра студент Р. не сдал на «от-
лично». – Некоторые экзамены второго семестра студент Р. сдал на
«отлично».
3. Некоторые логические задачи решаемы. – Некоторые логиче-
ские задачи нерешаемы.
4. Любая книга полезна. – Некоторые книги бесполезны.
5. Любая книга полезна. – Все книги бесполезны.
Задание 9. Укажите, какие из приведенных ниже непосредствен-
ных умозаключений являются:
А – правильным превращением;
В – правильным обращением;
С – правильным противопоставлением предикату.
1. Некоторые студенты заочного факультета не прислали вовремя
контрольные работы, следовательно, некоторые из тех, кто прислал
вовремя контрольные работы, не являются студентами заочного фа-
культета.
2. Все прокуроры – юристы, следовательно, ни один прокурор не
является неюристом.
3. Некоторые организаторы беспорядков были задержаны, следо-
вательно, некоторые из тех, кого не задержали, не были организато-
рами беспорядков.
4. Некоторые организаторы беспорядков были задержаны, следо-
вательно, некоторые из задержанных являлись организаторами бес-
порядков.
5. Некоторые студенты заочного факультета не прислали вовремя
контрольные работы, следовательно, некоторые из тех, кто не при-
слал вовремя контрольные работы являются студентами заочного
факультета.
Задание 10. Установите, в каких силлогизмах термин «лицеме-
ры» является:
А – средним термином;
В – большим термином.
1. Все политики – лицемеры, значит, некоторые люди не лицеме-
ры, так как они не политики.
2. Некоторые люди – политики, значит, некоторые люди – лице-
меры, так как есть лицемеры, являющиеся политиками.
3. М. не лицемер, значит, он не политик, так как все политики –
лицемеры.
4. Некоторые политики не лицемеры, так как К. – политик, но не
лицемер.
Задание 11. Укажите, в каких силлогизмах нарушены правила:
А – средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из
посылок;
В – хотя бы одна из посылок должна быть общим суждением (для
разных вариантов разные правила);
С – все правила соблюдаются.
1. М. совершил кражу, а всякая кража – преступление, значит, М.
совершил преступление.
2. Некоторые греки не ораторы, ни один австралиец не грек, зна-
чит, некоторые австралийцы не ораторы.
3. Иванов нелюбознателен, значит, некоторые любознательные
люди не являются сладкоежками, так как Иванов не является слад-
коежкой.
4. Все предприниматели должны платить налоги, значит, некото-
рые жители Екатеринбурга должны платить налоги, так как некото-
рые предприниматели – жители Екатеринбурга.
5. Ни один взяточник не честен, значит О. честен, так как он не
взяточник.
Задание 12. Установите, какие умозаключения являются:
А – правильными условно-категорическими;
В – правильными разделительно-категорическими (для разных
вариантов разные типы умозаключений).
1. Если книга не является библиографической редкостью, ее
нельзя продать за большие деньги. Книгу господина Н. не удалось
продать за большие деньги. Следовательно, она не является библи-
ографической редкостью.
2. Умозаключения бывают сложными или простыми. Данное
умозаключение не простое, значит, оно сложное.
3. Если на выборах победит А., то понизится курс ценных бумаг,
а если победит В., то снизят налоги. Однако на выборах может побе-
дить только один из двух (А. или В). Следовательно, или понизится
курс ценных бумаг, или снизят налоги.
4. Если К. виновен, то П. дал ложные показания, а если П. дал
ложные показания, то он будет наказан. Значит, если К. виновен, то
П. будет наказан.
5. Если приговор вынесен при строгом соблюдении процессуаль-
ных норм, то он признается законным. Приговор по делу Р. вынесен
с нарушением процессуальных норм. Следовательно, он незаконен.
6. Если В. победит, то Г. займет второе место, а если В. не побе-
дит, то Г. займет третье место. Но В. может или победить, или про-
играть. Значит, Г. займет второе или третье место.
Задание 13. Законспектируйте темы «Вопрос как форма мышле-
ния», «Научная индукция» (см., например: Кириллов В. И., Старчен-
ко А. А. Логика. М., 2011. С. 203–212, 149–158, или воспользуйтесь
любым другим учебником по логике, содержащим одноименные раз-
делы).
Вариант 4 П Т( Стоимость решения любого варианта 800 руб)
 
Задание 1. Укажите, какие пары понятий представляют собой от-
ношение:
А – подчинения (первое понятие родовое);
В – подчинения (первое понятие видовое);
С – пересечения;
D – соподчинения;
Е – противоречия.
1) а – турист, побывавший в Париже; б – турист, побывавший во
Франции;
2) а – турист, не бывавший в Париже; б – турист, не бывавший во
Франции;
3) а – закон; б – законность;
4) а – медведь белый; б – медведь бурый ;
5) а – параллелограмм; б – ромб;
6) а – автобус; б – водитель автобуса;
7) а – совершеннолетний гражданин; б – студент вуза;
8) а – студент, соблюдающий правила проведения экзамена; б – сту-
дент, пользующийся шпаргалками во время экзамена [студент].
Задание 2. Найдите круги Эйлера, соответствующие перечню по-
нятий: студент, студент первого курса, студент очной формы обу-
чения, совершеннолетний гражданин РФ.
Задание 3. Установите, какие перечни понятий соответствуют
кругам Эйлера
:
1) писатель, американец, автор детективных романов, америка-
нец, живший в XX в.;
2) медведь, обитатель зоопарка, живущий на воле медведь, страус
из Лондонского зоопарка;
3) учащийся, студент, учащийся вуза, учащийся государственного
учебного заведения;
4) норма, запрещающая норма, обязывающая норма, норма уго-
ловного права;
5) депутат Государственной Думы РФ, председатель Государ-
ственной Думы РФ, депутат представительного органа государ-
ственной власти, писатель.
Задание 4. Перечислите определения, нарушающие правила:
А – соразмерности;
В – ясности;
С – недопустимости круга в определении.
1. Консерватор – человек, не имеющий либеральных убеждений.
2. Римское право – краеугольный камень всех последующих ко-
дификаций и теорий гражданского права.
3. Кикимора – существо женского пола.
4. Охра – минеральная краска желтого или красного цвета.
5. Самоучитель – учебник для обучения чему-либо.
Задание 5. Перечислите, какие деления понятий нарушают пра-
вила:
А – соразмерности;
В – проведения деления по одному основанию;
С – взаимоисключения членов деления.
1. Студенты первого курса делятся на добросовестно дежурив-
ших в столовой и уклонившихся от дежурства.
2. Вузы делятся на институты и университеты.
3. Студенты делятся на успешно сдавших сессионные зачеты
и подлежащих отчислению.
4. Федеральное собрание состоит из двух палат – Совета Феде-
рации и Государственной Думы.
5. Государственная власть в Российской Федерации делится на
законодательную и исполнительную.
Задание 6. Установите, какая из формул, приведенных ниже, со-
ответствует структуре высказывания:
А – «У Петрова не сдан экзамен по логике и (или) по экономиче-
ской теории»;
В – «В случае непредоставления услуги следует требовать ком-
пенсацию»;
С – «как в предыдущем случае, так и в настоящем мы имеем дело
со сложными суждениями».
1. А → В.
2. А ∧ В.
3. А ∨ В.
4. А ∨ В.
5. А ↔ В.
Задание 7. Укажите, какая таблица истинности соответствует
сложному суждению или его отрицанию.
А – отрицание импликативного ך (А → В);
В – конъюнктивное (А ∧ В)
С – эквивалентности (А ↔ В);
D – слабодизъюнктивное (А ∨ В).
Задание 8. Установите пары суждений, находящиеся в отноше-
нии:
А – противоречия;
В – подчинения.
1. Любая книга полезна. – Некоторые книги полезны.
2. Все студенты вовремя представили контрольную работу. – Ни
один студент не представил контрольную работу вовремя.
3. Любой юрист должен уметь рассуждать. – Некоторые юристы
не должны уметь рассуждать.
4. Любая книга полезна. – Неверно, что любая книга полезна.
5. Все владельцы нового автомобиля счастливы. – Некоторые вла-
дельцы нового автомобиля счастливы.
Задание 9. Укажите, какие из приведенных ниже непосредствен-
ных умозаключений являются:
А – правильным превращением;
В – правильным обращением;
С – правильным противопоставлением предикату.
26 27
1. Все ядовитые вещества опасны для жизни, следовательно, все
опасные для жизни вещества являются ядовитыми.
2. Некоторые грибы ядовиты, следовательно, некоторые грибы
неядовиты.
3. Все, кто хорошо изучил теорию, решат эту задачу, следователь-
но, некоторые из тех, кто решит эту задачу, хорошо изучили теорию.
4. Некоторые организаторы беспорядков были задержаны, сле-
довательно, некоторые из задержанных были организаторами бес-
порядков.
Задание 10. Установите, в каких силлогизмах термин «политик»
является:
А – средним термином;
В – меньшим термином.
1. Все политики – лицемеры, значит, некоторые люди не лицеме-
ры, так как они не политики.
2. Некоторые люди – политики, значит, некоторые люди – лице-
меры, так как есть лицемеры, являющиеся политиками.
3. М. не лицемер, значит, он не политик, так как все политики –
лицемеры.
4. Некоторые политики не лицемеры, так как К. – политик, но не
лицемер.
Задание 11. Укажите, в каких силлогизмах нарушены правила:
А – средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из
посылок;
В – хотя бы одна из посылок должна быть общим суждением (для
разных вариантов разные правила);
С – все правила соблюдаются.
1. Ни один политик не выражает интересов всего населения,
часть населения живет на севере, значит, ни один политик не выра-
жает интересов населения, живущего на севере.
2. Всякая кража наказуема, значит, действия Р. ненаказуемы, так
как эти действия не являются кражей.
3. Некоторые необычные истории не сказки, значит, некоторые
необычные истории не выдуманы, так как все сказки выдуманы.
4. Некоторые расчетливые люди – банкиры, но все расчетливые
люди внимательны, значит, некоторые банкиры внимательны.
5. Курение вредно, значит, невежество не вредно, так как невеже-
ство не курение.
Задание 12. Установите, какие умозаключения являются:
А – правильными дилеммами;
В – правильными условно-категорическими.
1. Если книга не является библиографической редкостью, ее
нельзя продать за большие деньги. Книгу господина Н. не удалось
продать за большие деньги. Следовательно, она не является библио-
графической редкостью.
2. Умозаключения бывают сложными или простыми. Данное
умозаключение не простое, значит, оно сложное.
3. Если на выборах победит А., то понизится курс ценных бумаг,
а если победит В., то снизят налоги. Однако на выборах может побе-
дить только один из двух (А. или В.), следовательно, или понизится
курс ценных бумаг, или снизят налоги.
4. Если К. виновен, то П. дал ложные показания, а если П. дал
ложные показания, то он будет наказан. Значит, если К. виновен, то
П. будет наказан.
5. Если приговор вынесен при строгом соблюдении процессуаль-
ных норм, то он признается законным. Приговор по делу Р. вынесен
с нарушением процессуальных норм. Следовательно, он незаконен.
6. Если В. победит, то Г. займет второе место, а если В. не побе-
дит, то Г. займет третье место. Но В. может или победить, или про-
играть, значит, Г. займет второе или третье место.
Задание 13. Законспектируйте темы «Основные законы логи-
ки» и «Логические основы аргументации» (см., например: Кирил-
лов В. И., Старченко А. А. Логика. М., 2011. С. 16–21, 171– 202, или
воспользуйтесь любым другим учебником по логике, содержащим
одноименные разделы).
Вариант 5 У – Ч (Стоимость решения любого варианта 800 руб)
Задание 1. Укажите, какие пары понятий представляют собой от-
ношение:
А – подчинения (первое понятие родовое);
В – подчинения (первое понятие видовое);
С – пересечения;
D – соподчинения;
Е – противоречия.
28 29
1) а – уголовная ответственность; б – юридическая ответствен-
ность;
2) а – футбольная команда; б – футболист;
3) а – норма права, охраняемая государством; б – норма права;
4) а – норма, охраняемая государством; б – норма;
5) а – турист, посетивший все столицы государств Евросоюза;
б – турист, не посетивший ни одной столицы государств Евросоюза
[турист];
6) а – подросток; б – преступник;
7) а – подросток; б – подростковая преступность;
8) а – учащийся вуза; б – совершеннолетний студент УрГЮА.
Задание 2. Найдите круги Эйлера, соответствующие перечню
понятий: учащийся, учащийся начальной школы, учащийся учебного
заведения Екатеринбурга, человек с общим средним образованием.
Задание 3. Установите, какие перечни понятий соответствуют
кругам Эйлера:
1) юрист, депутат Государственной Думы, прокурор, лидер фрак-
ции Государственной Думы;
2) писатель, автор научно-фантастических рассказов, А. Стругац-
кий, француз;
3) студент, школьник, житель Екатеринбурга, обучающийся в
УрГЮА житель Екатеринбурга;
4) медведь, белый медведь, живущий в неволе медведь, белый
медвежонок;
5) учащийся, учащийся вуза, гражданин РФ, несовершеннолет-
ний гражданин РФ.
Задание 4. Перечислите определения, нарушающие правила:
А – соразмерности;
В – ясности;
С – недопустимости круга в определении.
1. Эмфитевзис – вещное право долгосрочного, отчуждаемого, на-
следственного пользования чужим сельскохозяйственным участком
за вознаграждение.
2. Морская вода – вода, сосредоточенная в морях и океанах.
3. Артиллерия – бог войны.
4. Средний термин – термин простого категорического силлогизма,
встречающийся на месте субъекта в обеих посылках.
5. Студент – учащийся вуза.
Задание 5. Перечислите, какие деления понятий нарушают пра-
вила:
А – соразмерности;
В – проведения деления по одному основанию;
С – взаимоисключения членов деления.
1. Преподаватели делятся на строгих и справедливых.
2. Желания делятся на естественные и необходимые, естествен-
ные, но не необходимые и неестественные.
3. Люди делятся на верующих и утративших веру в Бога.
4. Студенты делятся на обучающихся в государственных и негосударственных
высших учебных заведениях.
5. Вузы делятся на государственные и негосударственные.
Задание 6. Установите, какая из формул, приведенных ниже, со-
ответствует структуре высказывания:
А – «Намеченная атака удастся, только если захватить противни-
ка врасплох»;
В –«А. С. Пушкин на 12 или 13 лет был старше своей жены»;
С –«Ни одна, ни другая сторона не стремились к мирному раз-
решению конфликта».
1. А → В.
2. А ∧ В.
3. А ∨ В.
4. А ∨ В.
5. А ↔ В.
Задание 7. Укажите, какая таблица истинности соответствует
сложному суждению или его отрицанию.
А – отрицание строгодизъюнктивное ך (А ∨ В);
В – импликативное (А → В);
С – эквивалентное (А ↔ В);
D – слабодизъюнктивное (А ∨ В).
Задание 8. Установите пары суждений, находящиеся в отношении:
А – противоречия,
В – подчинения (для разных вариантов разные отношения).
1. Некоторые свидетели – лгуны. – Некоторые свидетели не лгуны.
2. Некоторые депутаты – юристы. – Ни один депутат не юрист.
3. Ни один метеорологический прогноз не сбылся. – Некоторые
метеорологические прогнозы сбылись.
4. Некоторые правила не имеют исключений. – Ни одно правило
не имеет исключений.
5. Некоторые правила не имеют исключений. – Каждое правило
имеет исключения.
Задание 9. Укажите, какие из приведенных ниже непосредствен-
ных умозаключений являются:
А – правильным превращением;
В – правильным обращением;
С – правильным противопоставлением предикату.
1. Спрос рождает предложение, следовательно, предложение
рождается спросом.
2. Некоторые слоны не живут в Африке, следовательно, некото-
рые живущие в Африке животные не являются слонами.
3. Журнал – это периодическое издание, следовательно, журнал
не является непериодическим изданием.
4. Ни один участник Бородинского сражения не был современ-
ником М. Ломоносова, следовательно, каждый, кто был современ-
ником М. Ломоносова, не являлся участником Бородинского сраже-
ния.
5. Ни один участник Бородинского сражения не был современни-
ком М. Ломоносова, следовательно, все, кто не были современника-
ми М. Ломоносова, являлись участниками Бородинского сражения.
Задание 10. Установите, в каких силлогизмах термин «студент»
является:
А – средним термином;
В – большим термином.
1. Некоторые студенты – полиглоты, значит, они знают много
языков, так как полиглоты знают много языков.
2. Л. должен сдавать сессионные экзамены, значит, он студент,
так как все студенты сдают сессионные экзамены.
3. Некоторые студенты не посещали лекций профессора Д., по-
этому они не сдадут экзамен, ибо все, кто не посещали лекций про-
фессора Д., не сдают экзамен.
4. К. – студент и владелец автомобиля, значит, некоторые вла-
дельцы автомобилей – студенты.
Задание 11. Укажите, в каких силлогизмах нарушены правила:
А – средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из
посылок;
В – хотя бы одна из посылок должна быть общим суждением (для
разных вариантов разные правила);
С – все правила соблюдаются.
1. Все дети любознательны и все дети сладкоежки, значит, все
любознательные люди сладкоежки.
2. Любой внимательный человек не совершает оплошности, а
многие юристы совершают оплошности, значит, все юристы невни-
мательны.
3. Венера – планета, так как она обращается вокруг Солнца, а все
планеты обращаются вокруг Солнца.
4. Некоторые писатели – фантасты, значит, Л. Н. Толстой не пи-
сатель, так как он не фантаст.
5. Некоторые демократы не европейцы, значит, некоторые, кто
участвует в охране окружающей среды, не демократы, так как все
европейцы участвуют в охране окружающей среды.
Задание 12. Установите, какие умозаключения являются:
А – неправильными условно-категорическими;
В – правильными условно-разделительными (для разных вариан-
тов разные типы умозаключений).
1. Если Н. справится с заданием, то он знает логические правила,
а если он знает логические правила, то хорошо сдаст экзамен. Зна-
чит, если Н. справится с заданием, то хорошо сдаст экзамен.
2. Если Н. справится с заданием, то можно утверждать, что он
знает логические правила. Однако нельзя утверждать, что Н. знает
логические правила. Значит, с заданием он не справится.
3. Н. или знает логические правила, или не справится с этим за-
данием. Известно, что Н. не знает логических правил, значит, он не
справится с этим заданием.
4. Простые суждения бывают общими, частными или единичны-
ми. Это суждение не общее. Значит, оно или частное, или единичное.
5. Если я буду свободен, то буду дома. Если я не буду свободен, то
буду в институте. Значит, если я не буду дома, то я буду в институте.
6. Если будет засуха, то посевы погибнут. Посевы погибли. Зна-
чит, была засуха.
Задание 13. Законспектируйте темы «Деление понятий. Класси-
фикация» и «Логические основы аргументации» (см., например: Ки-
риллов В. И., Старченко А. А. Логика. М., 2011. С. 54–57, 171–202,
или воспользуйтесь любым другим учебником по логике, содержа-
щим одноименные разделы).
Вариант 6 Ш – Я (Стоимость решения любого варианта 800 руб)
 
Задание 1. Укажите, какие пары понятий представляют собой от-
ношение:
А – подчинения (первое понятие родовое);
В – подчинения (первое понятие видовое);
С – пересечения;
D – соподчинения;
Е – противоречия.
1) а – автор поэмы в прозе; б – поэма в прозе;
2) а – совершеннолетний человек; б – несовершеннолетний уча-
щийся вуза;
3) а – кредитор; б – должник;
4) а – мужчина; б – женщина [человек];
5) а – сосед; б – родственник;
6) а – стакан с отпечатками пальцев; б – стакан без отпечатков
пальцев [стакан];
7) а – гражданин РФ младше 35 лет; б – Президент РФ;
8) а – квадрат; б – ромб.
Задание 2. Найдите круги Эйлера, соответствующие перечню
понятий:
студент УрГЮА, студент, семнадцатилетний студент,
человек, голосовавший на выборах Президента РФ 14 марта 2004 г.
Задание 3. Установите, какие перечни понятий соответствуют
кругам Эйлера
1) студент, студент УрГЮА, студент первого курса, не знающий
русского языка студент;
2) хищник, теплокровное, удав, кролик;
3) писатель, американец, автор детективных романов, живший
в XX в. американец;
4) студент, школьник, житель Екатеринбурга, обучающийся в
УрГЮА житель Екатеринбурга;
5) медведь, белый медведь, живущий в неволе медведь, белый
медвежонок.
Задание 4. Перечислите определения, нарушающие правила:
А – соразмерности;
В – ясности;
С – недопустимости круга в определении.
1. Студент – учащийся, не являющийся школьником.
2. Корень слова – главная значимая часть всех однокоренных
слов.
3. Глагол – часть речи, не являющаяся ни существительным, ни
прилагательным.
4. Душа – это то, что у человека болит, когда тело здорово.
5. Сущность – суть вещи, выражающая ее сущность.
Задание 5. Перечислите, какие деления понятий нарушают пра-
вила:
А – соразмерности;
В – проведения деления по одному основанию;
С – взаимоисключения членов деления.
1. Леса бывают хвойными и смешанными.
2. Римские граждане делятся на лиц своего права, лиц чужого
права и рабов.
3. Задания в этой контрольной работе делятся на задания по мо-
дулю «Понятие» и по модулю «Умозаключение».
4. Книги в библиотеках делятся на книги депозитарного хране-
ния и книги, пользующиеся повышенным читательским спросом.
5. Граждане РФ делятся на несовершеннолетних и принимавших
участие в выборах Президента РФ 2012 г.
Задание 6. Установите, какая из формул, приведенных ниже, со-
ответствует структуре высказывания:
А – «В отличие от психологов и юристы, и журналисты изучают
логику»;
В – «Я никогда не решился бы на это, не будь его рядом»;
С – «Либо выборы будут перенесены, либо кандидата не избе-
рут».
1. А → В.
2. А ∧ В.
3. А ∨ В.
4. А ∨ В.
5. А ↔ В.
Задание 7. Укажите, какая таблица истинности соответствует
сложному суждению или его отрицанию.
А – отрицание импликативного ך (А → В);
В – эквивалентное (А↔В)
С – конъюнктивное (А ∧ В);
D – строгодизъюнктивное (А ∨ В).
Задание 8. Установите пары суждений, находящиеся в отноше-
нии:
А – противоречия;
В – подчинения (для разных вариантов разные отношения).
1. Некоторые правила не имеют исключений. – Некоторые прави-
ла имеют исключения.
2. Некоторые правила не имеют исключений. – Неверно, что не-
которые правила не имеют исключений.
3. Во всех книгах есть опечатки. – В некоторых книгах есть опе-
чатки.
4. Любая законная сделка действительна. – Некоторые законные
сделки недействительны.
5. Все натуральные числа больше нуля. – Часть натуральных чи-
сел больше нуля.
Задание 9. Укажите, какие из приведенных ниже непосредствен-
ных умозаключений являются:
А – правильным превращением;
В – неправильным обращением;
С – правильным противопоставлением предикату.
1. Всякое общеотрицательное суждение можно обращать, следо-
вательно, некоторые суждения, которые можно обращать, являются
общеотрицательными.
2. Ртуть – жидкость, следовательно, она не может быть не жид-
костью.
3. Ни один участник Бородинского сражения не был современни-
ком М. Ломоносова, следовательно, некоторые из тех, кто не были
современниками М. Ломоносова, являлись участниками Бородин-
ского сражения.
4. Ни один участник Бородинского сражения не был современни-
ком М. Ломоносова, следовательно, М. Ломоносов не был современ-
ником никого из тех, кто участвовал в Бородинском сражении.
5. Ни один пингвин не является убиквистом, следовательно, не-
которые неубиквисты – пингвины.
Задание 10. Установите, в каких силлогизмах термин «студент»
является:
А – большим термином;
В – меньшим термином.
1. Некоторые студенты – полиглоты, значит, они знают много
языков, так как полиглоты знают много языков.
2. Л. должен сдавать сессионные экзамены, значит, он студент,
так как все студенты сдают сессионные экзамены.
3. Некоторые студенты не посещали лекций профессора Д., по-
этому они не сдадут экзамен, ибо все, кто не посещали лекций про-
фессора Д., не сдают экзамен.
4. К. – студент и владелец автомобиля, значит, некоторые вла-
дельцы автомобилей – студенты.
Задание 11. Укажите, в каких силлогизмах нарушены правила:
А – средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из
посылок;
В – хотя бы одна из посылок должна быть общим суждением (для
разных вариантов разные правила);
С – все правила соблюдаются.
1. Некоторые студенты – полиглоты, значит, они знают много
языков, так как полиглоты знают много языков.
2. Л. должен сдавать сессионные экзамены, значит, он студент,
так как все студенты сдают сессионные экзамены.
3. Некоторые студенты не посещали лекций профессора Д., по-
этому, они не сдадут экзамен, ибо все, кто не посещали лекций про-
фессора Д., не сдают экзамен.
4. К. – студент и владелец автомобиля, значит, некоторые вла-
дельцы автомобилей – студенты.
5. Все банкроты имеют финансовые трудности, значит, некото-
рые люди, имеющие финансовые трудности, не должники, так как
некоторые должники не банкроты.
Задание 12. Установите, какие умозаключения являются:
А – правильными разделительно-категорическими;
В – неправильными условно-разделительными.
1. Если Н. справится с заданием, то он знает логические правила,
а если он знает логические правила, то хорошо сдаст экзамен. Зна-
чит, если Н. справится с заданием, то хорошо сдаст экзамен,
2. Если Н. справится с заданием, то можно утверждать, что он
знает логические правила. Однако нельзя утверждать, что Н. знает
логические правила. Значит, с заданием он не справится.
3. Н. или знает логические правила, или не справится с этим за-
данием. Известно, что Н. не знает логических правил, значит, он не
справится с этим заданием.
4. Простые суждения бывают общими, частными или единичны-
ми. Это суждение не общее. Значит, оно или частное, или единичное.
5. Если я буду свободен, то буду дома. Если я не буду свободен, то
буду в институте. Значит, если я не буду дома, то я буду в институте.
6. Если будет засуха, то посевы погибнут. Посевы погибли. Зна-
чит, была засуха.
Задание 13. Законспектируйте темы «Содержание и объем поня-
тия. Виды понятий по содержанию и объему» и «Логика вопросов
и ответов» (см., например: Кириллов В. И., Старченко А. А. Логи-
ка. М., 2011. С. 33–39, 203–212, или воспользуйтесь любым другим
учебником по логике, содержащим одноименные разделы).
Екатеринбург 2012
Категория: Мои файлы | Добавил: Лана
Просмотров: 680 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar